В своих более ранних публикациях мы не раз затрагивали тему сокращения штата работников БЖД.
В одной из таких публикаций, по доверенным инсайдерским сведениям, приводилась цифра о планируемом сокращении численности работников железнодорожной отрасли не менее чем на 8 тыс. человек.
При этом данная информация вызвала острый резонанс со стороны государственных органов Беларуси. Так, например, из Министерства транспорта последовало резкое опровержение факта предстоящих сокращений, а также посыпались обвинения во «вбросах» и дезинформации. Причём каких-то конкретных подтверждений этому представлено не было. А на приведённые в следующей нашей публикации выдержки из плана мероприятий Министерства транспорта по оптимизации численности работников отрасли, где БЖД упоминается фактически в каждом пункте, опровергающего ответа уже не последовало.
В целом, на тот момент можно считать, что тема с сокращением численности работников исчерпана. Досокращались так, что на некоторых специальностях, например, таких как составитель поездов, людей просто катастрофически не хватает.
Но вот тема с сокращением штата «всплыла» снова. Вот только уже звучит не конкретная цифра: 8 000 работников, а применяется абстрактное понятие: оптимизация на 30%. Именно такую информацию озвучил нынешний начальник БЖД Веренич В.Е. на совещании, посвящённом этому вопросу, которое прошло 22.04.2025 в управлении БЖД.
При этом из различных источников данная информация подтверждается. Однако разнится в масштабах реализации предполагаемого сокращения штатной численности — остаётся до конца непонятной ситуация, о каком именно количестве человек, которых необходимо сократить, идёт речь, и касается ли это всего штата Белорусской железной дороги или только Минского отделения БЖД.
Однако, имея в настоящее время приблизительную численность работников БЖД — 61 тыс. человек, по предполагаемому Вереничем объёму сокращения необходимо уменьшить штат на 18,3 тыс. человек. Эта цифра значительно превышает те 8 тыс., сокращение которых предполагалось и по поводу которых оправдывались в Минтрансе.
Если же речь идёт только о штате Минского отделения, то из 14,1 тыс. работников планируется уволить 4 230 человек.
Коснётся ли это только Минского отделения БЖД (НОД-1), где таким образом просто сократят незаполненные вакансии и создадут видимость отсутствия нехватки людей на важных вакансиях, обеспечивающих бесперебойность основного вида деятельности БЖД (перевозки), либо это 30%-е сокращение «светит» на всех отделениях БЖД? Думаем, что оба варианта имеют место, учитывая снижение объёмов перевозок (особенно транзита) и, соответственно, доходов БЖД.
Полагаем, в первую очередь «пройдутся» по так называемому аппарату управления на отделениях. Тем более что такой процесс уже незаметно начат и в самом управлении БЖД. Создаются условия, при которых работники сами проявляют инициативу в расторжении трудовых отношений. С этой целью, под предлогом что «премия: это милость барина (нанимателя)», снижаются и отменяются все возможные надбавки и дополнительные выплаты, которые у отдельных категорий работников (например, у диспетчеров) составляют значительную часть заработной платы. Ну а для тех, кого мизерное вознаграждение за труд не спугнуло с «насиженного» годами места, есть ещё одно простое, но крайне действенное средство: нагрузить дополнительными обязанностями поверх уже имеющихся и спрашивать как следует за их выполнение. Например, такое «рационализаторское» решение планируют внедрить в хозяйстве перевозок, исключив такую единицу, как коммерческий ревизор, и нагрузив её функциями другую единицу: ревизора движения отделения дороги.
Вместе с этим, похоже, и «на линии» реализуется эта кадровая политика «выдавливания» работников путём постоянных «наездов» и придирок по малейшему поводу и без. Причём реализуют эту «политику» из всех вышестоящих инстанций: как из «аппарата управления» отделений, так и из самого управления БЖД руководители профильных служб и отделов. Так, например, начальники из службы перевозок ездят с внезапными проверками по станциям и «трясут» работников за всё, что только можно — вплоть до кратковременного оставления рабочего места по причине естественных надобностей. И вместе с этим предъявляется претензия руководителям предприятий и организаций в том, что ими в недостаточной, по мнению этих проверяющих мере, применяется к своим подчинённым такой вид «воздействия», как лишение премиальных выплат.
В таких условиях даже самые «терпеливые» и «выносливые» сотрудники задумываются о смене места работы, на полном серьёзе рассматривая варианты ухода с инженерных и руководящих должностей на рабочие специальности в сферы, не связанные с железной дорогой. Естественно, что те, кто обладает иммунитетом (связями, знакомствами и какой-либо «крышей»), не стоят перед подобными дилеммами и не имеют подобных мук выбора.
Дополнительно отметим, что все вот эти действия, которые язык не поворачивается назвать «реализацией кадровой политики», происходят на фоне непрекращающихся тотальных проверок сотрудников на лояльность и последующих репрессий в случае выявления отсутствия таковой.
Описанные нами ранее проверки как рабочих, так и личных телефонов по-прежнему происходят на всех уровнях. И если «на линии» такие «проверки» происходят без церемоний и какого-либо уважения со стороны проверяющих к человеческому достоинству проверяемых, то на уровне управления БЖД пока что вежливо просят показать содержимое своего гаджета. Отметим, что некоторые неосторожные работники в ходе таких проверок всё же попались на наличие в своих устройствах подписок на запрещённые в Беларуси ресурсы, от которых они не отписались из-за элементарной невнимательности и неосторожности.
Дополнительно к указанным проверкам осуществляется постоянный мониторинг действий работников на персональных рабочих компьютерах, что отвлекает от работы и ещё больше нагнетает тревожную и неспокойную атмосферу в коллективах.
Ну а в «самых верхах власти» БЖД, похоже, в конце концов очень обеспокоились имевшими место коррупционными проявлениями среди так называемых «топ-менеджеров» БЖД. Напомним, что в течение относительно непродолжительного периода времени (с июня по сентябрь 2024 года) был задержан ряд работников БЖД, занимавших руководящие должности, вплоть до должности первого заместителя начальника.
Ознакомиться с данными событиями можно также на нашем ресурсе:
— «Задержан» ли первый заместитель начальника БЖД Петр Дулуб?;
— «Кругом воры!» или это государственная система?;
— Задержан как минимум ещё один заместитель начальника БЖД;
— Новые задержания в руководстве БЖД;
— Дополнительные данные по последним задержаниям в управлении БЖД и ЦУП;
— За что на самом деле находится под следствием Пётр Дулуб или почему коррупцию на БЖД стали замечать;
— Начальник локомотивного депо осужден за взятки и содействие контрабанде сигарет в Польшу.
И вот, когда преступление коррупционного характера первого заместителя начальника БЖД П.М. Дулуба, заключавшееся в получении взятки, на официальном уровне было признано одной из крупнейших взяток в истории современной Беларуси, в руководстве БЖД решили: «надо что-то с этим делать!»
Меры по борьбе и предупреждению взяточничества, похоже, рождались долго и очень мучительно. Но, как ни странно, решение было найдено. Правда, само по себе, это решение вызывает некоторые вопросы. Вопросы к тем, кто придумал подобное, и ещё большие — к тем, кто это одобрил и потом реализовал. Вернее, вопрос всего один: это адекватность авторов данной меры.
А всё дело в том, что, по мнению авторов идеи и всех, кто её поддержал, достаточно, чтобы все ответственные работники БЖД честно вслух и письменно поклялись, что не будут допускать коррупционных проявлений!
С этой целью был придуман текст клятвы и разработан специальный бланк, на котором этот текст и распечатали. Клянущемуся оставалось только вписать свою фамилию, имя, отчество и занимаемую должность, а также поставить под клятвой подпись (ред.: мы бы для пущей важности предложили ставить подпись кровью).
Ниже в ознакомительных целях приводим текст клятвы:
Я_______Ф.И.О._____________________в занимай должности _______________.
осознавая важность и значимость выполняемых мною обязанностей в интересах государственного объединения «Белорусская железная дорога», клянусь:
неукоснительно соблюдать законодательство РБ о борьбе с коррупцией и нормы Кодекса профессиональной этики работников БЧ;
принимать решения исключительно в рамках закона и должностных обязанностей, руководствуясь принципами законности, справедливости, равенства перед законом, гласности, приоритета мер предупреждения коррупции;
категорически отвергать любые формы коррупции, в том числе не злоупотреблять служебным положением, не требовать, не предлагать, не давать, не передавать и не брать взятки;
предупреждать и пресекать любые коррупционные проявления, незамедлительно сообщать о подобных фактах руководству или в уполномоченные государственные органы;
личным примером способствовать искоренению фактов коррупционных проявлений, формированию нетерпимого отношения к коррупции среди коллег, подчинённых и деловых партнёров;
выполнять взятые на себя обязательства и служить примером искренней преданности делу.
И вот, зачитывая эти строки, руководство БЖД во главе с начальником Вереничем, а также начальники служб и отделов 26 апреля 2025 года в аудитории №64 (6-й этаж здания управления БЖД, ул. Ленина, 17, г. Минск, РБ) торжественно поклялись не брать взятки…
Проведение такого мероприятия запланировано с каждым начальником на различных уровнях, а также всякий раз при каждом новом назначении руководителя.
Скорее всего, именно этого — поклясться — и не хватало, чтобы не допустить всех тех коррупционных явлений, которые уже произошли — иронично, конечно. Жаль, что так поздно до этого додумались.
Поможет ли эта мера — думаем, вопрос риторический. Вся антикоррупционная борьба на БЖД отражается в не раз упоминавшейся и ярко её характеризующей аллегории: пчёлы против мёда. А вся эта «детская движуха» с клятвами — лишь жалкая мера, призванная «в случае чего» хоть как-то выгородить нынешнего начальника БЖД Веренича, которому никак нельзя «запачкаться» (ещё больше, чем уже произошло, о чём упоминалось на нашем ресурсе) на его пути по карьерной лестнице вверх.
И вот таким образом БЖД в настоящее время существует как бы в двух реальностях. В одной из них всеми правдами и неправдами пытаются избавиться от «лишних» работников, чтобы сократить расходы БЖД на фоне её экономического падения. А в другой, уговаривают начальников не воровать и не брать взятки.
По мере поступления дополнительных сведений о актуальных вопросах нынешней кадровой политики БЖД мы постараемся освещать их на наших ресурсах.