Новости

На БЖД продолжается процесс «сокращения финансовых затрат»

На Белорусской железной дороге продолжается поиск способов сокращения затрат и расходов. В одной из предыдущих публикаций мы уже упоминали возможные пути и механизмы реализации этих мер.

Напомним, что среди этих способов не предполагалось никаких новаторских решений и передовых подходов.

Помимо уже указанных как планы к реализации отмены выплат за мастерство и классы квалификации, материальной помощи к отпуску и выплат увольняющимся с БЖД в связи с выходом на пенсию, уже реализуется не анонсированная мера в виде сокращения и даже полной отмены всех премиальных выплат.

Так, например, в Центре управления перевозками (ЦУП) БЖД у дежурно-диспетчерского персонала происходит «подрезание» премии независимо от выполнения или даже перевыполнения установленных показателей, определяющих эту самую премию. Делается это постепенно, со ступенчатым снижением на 5–10%.

Тут стоит отметить, что подобное снижение премиальных выплат пока что не касается диспетчеров (оперативных работников), но распространяется на инженерный состав ЦУП. Однако уже точно известно, что поездные диспетчеры (ДНЦ) не будут обрадованы, увидев расчётный листок. Об этом открыто заявлял начальник БЖД Веренич на совещаниях, посвящённых безубыточности БЖД, отмечая, что зарплата поездных диспетчеров — одна из самых высоких во всей отрасли.

Но пока ещё размер премии им выплачивается в соответствии с установленным отдельным положением о премировании работников ЦУП. Как собираются реализовать и подвести под «законное» обоснование данную процедуру — можно только предполагать. Например, путём внесения изменений в положение о премировании работников ЦУП, в результате которых будут отменены или исключены вовсе какие-либо показатели, которые практически всегда выполняются, или же установлены эти (или какие-то другие) показатели на таком уровне, что их выполнение станет заведомо фактически невыполнимым.

В настоящее время заработная плата диспетчерского персонала ЦУП находится в пределах от 3 200 до 4 500 бел. рублей — в зависимости от занимаемой должности, отработанного времени, выполнения тех самых показателей и пр. Однако следует понимать, что это крайние и весьма усреднённые цифры.

Как и многое на БЖД в настоящее время, размер заработной платы работников, в том числе и ЦУП, является конфиденциальной информацией. Даже начальник ЦУП не знает, какую зарплату получают его подчинённые.

Естественно, что приведённый размер заработной платы будет гораздо ниже после сокращения премий в ЦУП так как она составляла значительную часть «получки».

И тут можно предположить, что не все согласятся нести высокую степень ответственности на данной работе и получать за это мизерное вознаграждение. Ведь именно размер заработной платы привлекал людей и мотивировал их к переходу на более сложные и напряжённые участки работы — многие стремились из-за этого попасть в ЦУП. Теперь же причин подвергать себя постоянному стрессу и не спать по ночам, осуществляя управление движением на БЖД, у данной категории железнодорожников становится на порядок меньше. И это при том, что диспетчерские должности (специализации) требуют огромных затрат на подготовку и становление как в финансовом, так и во временном плане.

Не лучше ситуация и в самом Управлении БЖД. Премиальных выплат у работников служб и отделов управления БЖД нет вообще — премия составляет 0%.

Причины, по которым не выплачивается премия, никому не доводятся. Но, думаем, тут и не надо что-либо разъяснять. Финансовое положение БЖД не располагает к поощрению людей. А так как предыдущие изыски по сокращению расходов в большей степени коснулись рабочих специальностей и так называемых работников «с линии», то, по всей видимости, так сказать для равновесия руководство решило немножко «прижать управленцев».

Так как основная думающая и активная масса коллектива управления БЖД фактически вытеснена в полном объёме, можно быть уверенными, что оставшийся контингент будет терпеливо молчать, глотая очередную меру, направленную на оптимизацию за счёт работников.

Более того, в ближайшее время в Управлении БЖД запланирована очередная волна сокращений. Размер этого сокращения составляет порядка 15–20 % численности в каждой отдельной службе или самостоятельном отделе. Данное обстоятельство подтверждает реализацию 30%-ного сокращения численности работников БЖД, планы которого мы освещали в одной из предыдущих тематических публикаций.

Такую задачу перед начальниками служб и отделов поставил начальник БЖД Веренич. Предложения по количеству сокращаемых работников и порядку проведения сокращения необходимо представить до 10 июля 2025 года.

Естественно, что соответствующие волнительные слухи быстро расползлись по коридорам и кабинетам «управы», и народ несколько напрягся в ожидании грядущих уведомлений от службы организационно-кадровой работы (НОК).

Видимо, чтобы разрядить ситуацию в кулуарах, было сказано, что никого на улицу не выгонят. Оптимизации будут подвергнуты вакантные и незанятые должности, обязанности с которых будут распределены и возложены на оставшихся работников. Надо сказать, довольно «рабочая схема» решения вопроса кадровой оптимизации, которая уже представлялась на наших ресурсах. Рано или поздно кто-то из работников не выдержит увеличившейся нагрузки и, сдавшись, попросит нанимателя о расторжении трудового договора «по соглашению сторон». И опять — всё по новой… Освободившуюся должность сократят, а обязанности распределят между работниками уменьшившегося коллектива. Вот такой вот своеобразный замкнутый цикл. Того и гляди, в конце концов окажется, что обязанности всей службы сможет выполнять пара-тройка работников и при том за очень небольшие деньги.

В настоящее время заработная плата ведущего инженера отраслевой службы составляет порядка 2 200–2 800 бел. рублей с премией и в зависимости от стажа и прочих «повышающих и надбавочных коэффициентов». Ну а «голый» оклад находится на уровне 1 500–1 800 бел. рублей. И вот если «накинуть» на эту сумму положенные надбавки, к слову сказать, совсем небольшие, то можно понять, что уровень заработной платы работников этой категории будет чуть более 2 000 бел. рублей.

Захочет ли кто-то за эти деньги «тянуть лямку» в управлении под постоянным гнётом со стороны начальников, которым «подай прямо здесь и сейчас», и приглядом расплодившихся в последнее время надсмотрщиков из КГБ и МВД — думаем, мы это скоро увидим.

Меж тем на той самой «линии» ситуация с кадрами складывается так же не самым лучшим образом.

Про дефицит работников в такой профессии, как составитель поездов на Минском отделении БЖД (НОД-1), а именно в Минском железнодорожном узле, мы упоминали более года назад.

В настоящее время сложилась такая же проблема, но с работниками вагонного хозяйства. В Минском вагонном депо (ВЧД-1) только в соответствии с общереспубликанским банком вакансий имеется 37 вакансий по специальности осмотрщик-ремонтник вагонов. Дополнительно отмечается, что на эту специальность готовы трудоустроить пенсионеров, а также провести необходимое обучение.

Сложившаяся ситуация с данными работниками фактически катастрофическая. Их нехватка провоцирует многочисленные срывы поездов с графика по отправлению.

Обработка поездов осуществляется дольше установленного технологическим процессом времени. Эти задержки и опоздания крайне негативно сказываются на выполнении графика движения поездов.

Данное обстоятельство, естественно, не самым лучшим образом сказывается на репутации БЖД как в глазах клиентов и партнёров, так и обычных пассажиров, которые также сталкиваются с неудобствами.

Причина кадрового голода в этой отрасли, как и в описанных выше случаях, заключается в уровне заработной платы. В настоящее время относительно опытный осмотрщик-ремонтник вагонов, без превышения установленной месячной нормы рабочего времени, получает заработную плату в размере порядка 2 000 бел. рублей. Однако данная зарплата не соответствует предъявляемым к работникам требованиям. Как и в случае с оптимизацией численности, вакантные (незанятые) должности сокращаются, а обязанности «подкидываются» оставшимся.

И вот в таких условиях сложилась ситуация, когда число увольняющихся работников превышает число тех, кого удаётся трудоустроить. Другими словами, в депо просто не успевают находить и набирать новых людей на места тех, кто не готов за указанную зарплату выполнять работу «за троих».

Ещё более «интересная» ситуация складывается на Минской базе (транспортной)* НОД-1 БЖД.

* Минская база (транспортная) (Натбаза) является структурным подразделением Минского отделения БЖД (НОД-1). Основными направлениями её деятельности являются: обеспечение предприятий НОД-1 автотранспортными перевозками для их стабильной и бесперебойной работы; техническое обслуживание и ремонт автотракторной техники для собственных нужд; оказание платных услуг по перевозке пассажиров и грузов с использованием собственного автопарка; предоставление платной стоянки для стороннего автотранспорта. Кроме того, в сферу деятельности Минской базы (транспортной) входит доставка работников предприятий и организаций НОД-1 по их заказу в целях обеспечения организации процесса железнодорожных перевозок.

В настоящее время там запланировано проведение реорганизации, в результате которой эта структура — Минская база (транспортная), по всей видимости, перестанет существовать.

Весь же коллектив этой базы предполагается «распихать» по линейным предприятиям, полноценное функционирование которых без транспортного обслуживания невозможно — таким, как дистанции пути, защитных лесонасаждений, энергоснабжения, сигнализации и связи (ПЧ, ПЧЛ, ЭЧ, ШЧ), вагонные и локомотивные депо (ВЧ, ТЧ) и прочие.

Предполагается передать и соответствующий автопарк с обслуживающим его персоналом.

Какая выгода от данной «манипуляции» — пока ещё не совсем понятно. Вероятно, сократив целую организацию, руководство хочет таким образом отчитаться «наверх» о проведении масштабной «акции» такого плана. Или же рассчитывает на то, что в ходе этой «передачи» какое-то число работников «потеряется» само собой. Тем более что при уведомлении коллектива Натбазы «о существенно изменившихся условиях труда» более 100 водителей и слесарей по обслуживанию автотранспорта приняли решение не перезаключать трудовые договоры. А для коллектива Минской базы (транспортной) 100 человек — это фактически половина всех работников.

Вопрос взаимодействия БЖД с работниками остаётся актуальным. В связи с этим мы и далее будем продолжать мониторинг по этой теме и информировать через наши ресурсы по мере поступления новой и/или дополнительной информации.

What’s your Reaction?
1
1
3
0
1
0
1

Похожие статьи

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Кнопка «Наверх»
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x