Разобравшись в подробностях произошедшего при подаче вагонов-цистерн со станции Михановичи на подъездные пути склада нефтепродуктов компании А-100 (ООО «БигОйлЦентр») 22.02.2024 инцидента с опасным грузом, мы посчитали интересным и важным рассказать читателям все подробности этого, без малейшего преувеличения, примера чудовищных безграмотности, халатности и безответственности как исполнителей, так причастных контролеров и руководителей.
Последствия лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств ограничились лишь крупной суммой ущерба — более 22 тысяч рублей (повреждены стрелочный перевод №1 и его оборудование, участок железнодорожного пути протяжённостью 10 метров, четыре вагона). Учитывая месторасположения схода вагонов (непосредственно под путепроводом МКАД-2 и вблизи частной жилой застройки) и характер груза, последствия могли быть совершенно иными…
Территория склада нефтепродуктов соединяется со станцией Михановичи железнодорожным путем необщего пользования (подъездной путь) примыкающим к однопутному перегону Михановичи — Гатово посредством нецентрализованного стрелочного перевода №1. Данный однопутный перегон оборудован полуавтоматической блокировкой∗.
Для осуществления контроля положения стрелочного перевода №1 и обеспечения безопасного пропуска поездов последний оборудован контрольным замком системы Мелентьева∗∗, ключ от которого физически соединён со специальным устройством — ключом-жезлом*** перегона Михановичи — Гатово.
В соответствии с предстоящим планом маневровой работы 22.02.2024 требовалось осуществлять неоднократные заезды на путь необщего пользования склада нефтепродуктов. Маневровая работа по подаче и уборке вагонов на пути необщего пользования со станции Михановичи выполнялась поездным локомотивом от сборного поезда №3481 под управлением локомотивной бригады депо Осиповичи в составе машиниста Михадюка А.В. и помощника машиниста Кременецкого В.А. Руководителем работ являлся составитель поездов станции Руденск Семенюк Ю.Г.
И первое грубейшее нарушение указанного персонала, можно сказать — самоуправство, заключалось в категорически запрещенном вмешательстве в предохранительную систему централизации — для выполнения работ дежурная по станции (ДСП) Михановичи Смотрицкая И.В. и составитель поездов станции Руденск Семенюк Ю.Г. отсоединили ключ-жезл перегона Михановичи — Гатово от ключа замка Мелентьева стрелочного перевода №1. Ключ-жезл перегона Михановичи — Гатово оставили в аппарате управления ДСП, а ключ от замка Мелентьева составитель забрал с собой для отпирания стрелочного перевода №1.
Отправление на перегон Михановичи — Гатово для выполнения маневровой работы машинистом Михадюком А.В. осуществлялось без наличия у него ключа-жезла от этого перегона. Чтобы не утомлять перечислением нарушенных пунктов всевозможных инструкций, правил и нормативных документов БЖД, скажем: это грубейшее нарушение безопасности движения поездов, по своей сути сопоставимое, например, с проездом запрещающего сигнала!
Но это лишь первое звено цепи нарушений, послуживших последующему позднее сходу вагонов с рельс. Дальше — больше…
Отправившись на перегон, маневровый состав остановился перед стрелочным переводом №1, составитель разблокировал замок Мелентьева и установил стрелку по направлению подъездных путей склада нефтепродуктов.
Выполнив предусматривавшиеся маневровые операции, тепловоз выехал с подъездного пути за стрелочный перевод №1 на пути общего пользования (участок примыкания Михановичи — Гатово). При этом составитель Семенюк Ю.Г. не установил стрелочный перевод в нормальное положение — в направлении следования по главному пути перегона Михановичи — Гатово, a оставил в положении для заезда на нефтебазу. Машинист тепловоза Михадюк А.В. без ключа-жезла перегона проследовал до станции Михановичи.
После этого ДСП Михановичи Смотрицкая И.В. согласовала с ДСП станции Гатово прием поезда №8606, который следовал машиной МПТ (мотовоз погрузочно-транспортный) приписки Минской дистанции пути (ПЧ-3), под управлением бригады в составе машиниста мотовоза Абакунчика В.Н. и помощника машиниста мотовоза Дуплийчука А.Г.
При следовании по первому главному пути перегона Гатово — Михановичи данная бригада не контролировала должным образом поездную обстановку и не увидела положение стрелочного перевода №1, не соответствующее маршруту следования, совершив взрез этого стрелочного перевода. Нетипичные звуки и другие характерные проявления следования по неприготовленному маршруту, а так же совершенный ими взрез стрелочного перевода замечен не был. Соответственно, информация об этом никому не сообщалась. И поезд №8606 как-бы «благополучно» прибыл на станцию Михановичи, освободив перегон.
После освобождения перегона, не подозревая о взрезе стрелочного перевода №1, ДСП Смотрицкая И.В. отправила маневровый состав из 9 груженых цистерн вагонами вперед с 5-го пути станции, опять же без выдачи машинисту Михадюку А.В. ключа-жезла от перегона Михановичи — Гатово. Машинист также «благополучно» отправился без ключа-жезла на перегон похоже даже не осознавая какое количество вопиющих нарушений совершает.
Согласно инструкций, составитель поездов следовал на первом по ходу движения вагоне. Однако с нарушениями «всего что только можно»: не давал машинисту команд на остановки перед имевшимся на пути следования железнодорожным переездом и непосредственно перед стрелочным переводом №1 для контроля готовности маршрута следования на подъездной путь склада нефтепродуктов.
В последний момент, заметив положение стрелочного перевода №1, не соответствующее предполагаемому маршруту следования, составитель поездов дал по радиосвязи команду об остановке и необходимости применения экстренного торможения. Однако данная команда была воспринята машинистом с 15 секундной задержкой, в результате чего экстренное торможение уже не спасло.
Итог этого уже известен — сход четырёх гружёных вагонов-цистерн и соответствующий ущерб инфраструктуре и подвижному составу.
В результате расследования и разбирательств по этому инциденту в Минском отделении БЖД к ответственности в той или иной мере привлекли как работников, так и руководителей причастных организаций, а нанесённый ущерб разделили между непосредственными участниками инцидента (ДСП, машинисты и их помощники маневрового локомотива и мотовоза, составитель), которым в зависимости от «степени виновности» предстоит выплатить от 700 до 1400 долл. США каждому.
Подведем собственный итог. Безусловно, вина исполнителей бесспорна. И в нормальном режиме деятельности таким «специалистам» не место на ответственных должностях железнодорожного транспорта. Но это на самом деле лишь деталь.
Наиболее не укладывающееся в никакое понимание или рациональное объяснение — это пусть и банальное, но «как подобное могло произойти?» на железной дороге 21 века? Характер нарушений и состав исполнителей бескомпромиссно показывает, что произошедшее не досадная случайность, а результат долговременных, устойчивых и многократно повторяющихся нарушений при невообразимой безграмотности персонала. И это относится к трем хозяйствам БЖД и ее Минского отделения — перевозок (Д), локомотивному (Т) и пути (П).
Вдумаемся — явно, что длительное время (все участники не «вчера» пришли на свои должности) на станции Михановичи, по сути, преступная организация работы. Но ни начальник станции, ни участковый ревизор Минского отделения БЖД, ни соответствующие руководители и контролеры в локомотивном депо и дистанции пути не видят этого. Даже элементарное прослушивание записей переговоров по радиосвязи (а это норматив для контролеров), выявляет подобные нарушения. И это на станции, работающей с опасными грузами!…
Не говоря уже о периодической обязательной аттестации работников в составе многочисленных комиссий. Виновные, похоже, даже не знали как правильно выполнять свою работу. А их должны были этому научить и периодически проверять. Создается ощущение, что всему этому огромному причастному персоналу Минского отделения также не место на железной дороге. А это уже однозначно явный признак и результат бездействия и безответственности руководителей БЖД. И без каких либо предвзятостей или преувеличений. «Развалили» БЖД до основания…
Видимо и начальник БЖД В.Морозов в какой-то мере осознал, что ситуация прямо указывает на него и затребовал материалы расследования для личного рассмотрения. Своим вмешательством он конечно показал всей БЖД (а в первую очередь «вышестоящим») его «непримиримость» и «решительность» в «наведении порядка».
Однако в отставку то он не подаст. Лишь ожидаемо в очередной раз ужесточил меры к причастным, освободив непосредственных участников и виновных в инциденте от должностей. Увольнять не решился.
Вот и вся его роль в управлении БЖД. Не более. Признать, что катастрофически низкий уровень производственной дисциплины на БЖД и такая же ситуация с кадрами и техническим обеспечением — результат его личной многолетней бездеятельности и провалов в управлении производством, он, как и его заместители, не способен. Как и сознаться в том, что проводимая в последние годы карательно-репрессионная кадровая политика довершает «развал» БЖД, «выдавливая» профессионалов, да и просто энтузиастов своего дела, зато сохраняя лояльных к власти бездарностей.
∗ полуавтоматическая блокировка (ПАБ) — система регулирования движения поездов, применяемая на малодеятельных участках железных дорог. При ПАБ весь перегон между соседними станциями и/или блок-постами (межстанционный или межпостовой перегон) не разделяется на блок-участки (неделимым является весь перегон). На станциях, ограничивающих перегон, установлены блок-сигналы и релейные приборы, связанные электрически двухпроводной линейной цепью. Разрешением на занятие перегона, на котором может находиться только один поезд, служит разрешающее показание выходного или проходного светофора
∗∗ замок Мелентьева — специальное запирающее механическое устройство, используемое на нецентрализованных (ручных) стрелках и позволяющее зафиксировать стрелку в одном положении (в настоящее время используются редко)
∗∗∗ ключ-жезл — особый ключ, находящийся в системе железнодорожной сигнализации. Будучи изъятым из системы (пульта дежурного по станции), блокирует соответствующий перегон. Таким образом, физически находясь у машиниста поезда, отправленного на заблокированный перегон, устанавливает запрет следования на этот перегон
Спасибо. Хороший и наглядный пример развала БЧ. То же самое на всех уровнях. Элементарных азов никто уже не знает. Профанация