При следовании 9 ноября 2024 года поезда межрегиональных линий бизнес-класса №735 (состав электропоезда ЭПм-008 приписки моторвагонного депо Минск (ТЧ-9, Минское отделение БЖД – НОД-1)) сообщением Минск – Брест (в соответствии с графиком отправление со станции Минск-Пассажирский в 18:26, прибытие на станцию Брест-Центральный в 22:02) от машиниста ТЧ-9 (следовал «в одно лицо» – без помощника машиниста) через дежурного по станции (ДСП) Фаниполь (НОД-1) поездному диспетчеру участка (ДНЦ) Минск – Брест поступила информация о том, что одному из пассажиров стало плохо и требуется вызов скорой медицинской помощи.
После прибытия поезда на станцию Койданово (в 18:56) ожидавшими там медиками скорой медицинской помощи была констатирована смерть пассажира.
В конечном итоге задержка поезда №735 составила 1 час 4 минуты.
Данное трагическое происшествие было освещено в ряде средств массовой информации и социальных сетях. Вероятно, дополнительным поводом к освещению этого случая стало то, что умерший пассажир являлся гражданином иностранного государства, а именно – Италии.
При этом первоисточник новости отметил, что якобы немедленная остановка поезда при получении машинистом от проводников информации об имеющем место ухудшении самочувствия пассажира могла бы спасти ему жизнь. Обосновывалось это тем, что в таком случае скорая медицинская помощь успела бы прибыть к месту остановки и произвести необходимые реанимационные действия, которые гипотетически могли бы сохранить жизнь этому пассажиру.
Также приводится утверждение, что персонал поезда (машинист, проводники) якобы отказались произвести немедленную остановку для оказания помощи данному пассажиру. Сама новость и это последнее утверждение вызвали обвинительные комментарии читателей.
В этой связи, полагаем, следует прояснить некоторые детали данного происшествия и прокомментировать действия причастных работников БЖД.
Отметим, что решения о порядке пропуска поезда и месте его остановки для оказания помощи пассажиру на основании информации, полученной от машиниста поезда, принимается поездным диспетчером (ДНЦ) участка. И основополагающим фактором выбора места остановки поезда является возможность подъезда туда машины скорой медицинской помощи с наименее возможной затратой времени. При этом ДНЦ в абсолютном большинстве случаев в подобных ситуациях согласовывает принимаемые решения с диспетчером скорой медицинской помощи (СМП).
Исходя из изложенного выше, так же следует учитывать, что ближайший к Фаниполю пост СМП располагается в городе Дзержинске, прилегающему к железнодорожной станции Койданово (НОД-1). Время следования по автомобильным дорогам в сам Фаниполь составляет порядка 17 минут самым «быстрым» маршрутом, где придётся преодолеть порядка 17 км в условиях попутного движения.
При этом время следования от станции Фаниполь до станции Койданово в соответствии с расписанием поезда №735 составляет 10 минут, а расстояние – 15 км. В подобной экстренной ситуации машинист может руководствоваться не расписанием, а выдерживать максимально допустимые скорости следования по участку. И в этом случае время следования будет сокращено относительно установленного графиком.
Таким образом, в данной описываемой ситуации, исходя из чисто логических рассуждений, видно, что время доставки пассажира в критическом состоянии к месту, где ему может быть оказана квалифицированная медицинская помощь, фактически в два раза быстрее по железной дороге, чем если бы поезд был остановлен на станции Фаниполь для ожидания прибытия бригады СМП.
При сторонней оценке действий работников БЖД (поездной бригады и диспетчерского персонала) в сложившихся условиях при следовании поезда №735 09.11.2024 можно сделать вывод, что были предприняты все возможные меры к максимальному сокращению времени доставки пассажира к медицинским работникам.
Дополнительно, в соответствии с нормативными документами БЖД, данный случай подлежит доскональному расследованию комиссией во главе с руководством Брестского вагонного участка (ЛВЧ-3 Брестское отделение БЖД – НОД-3). В настоящее время предварительным расследованием установлено, что действия персонала на всех уровнях в сложившейся ситуации были правильными.
В дополнение к изложенному следует отметить, что, к сожалению, данный случай смерти человека в пути следования железнодорожным транспортом Беларуси не является единственным в 2024 году. Вынуждены констатировать, что случаи, когда пассажирам становится плохо и требуется оказание скорой неотложной помощи – не редкое явление, особенно в более жаркие летние месяцы.