Хищения дизельного топлива и БЖД — это то, что неразрывно связано и ассоциируется друг с другом. Периодически проводимые на всех уровнях БЖД многочисленные комиссии по противодействию коррупции, рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов, инвентаризации ТМЦ, внедрение различных технических решений (почему-то совершенно неэффективное?) и т.п. носят исключительно «показушный» характер. Впрочем, история и происходящее не ново.
Очередное такое событие произошло 4 апреля 2024 года. Внимание работников военизированной охраны (ВОХР) привлекли выходившие через калитку ограждённой территории производственной базы Полоцкой дистанции пути (ПЧ-11, Витебское отделение БЖД — НОД-6) работниками этой базы — водитель и помощник водителя дрезины. В рюкзаках у каждого обнаружено по 10 литровой канистре с дизельным топливом. Местом «добычи» злоумышленники назвали топливный бак дрезины ДГКу-1338 приписки ПЧ-11, откуда они её и слили.
Весьма вероятно, что это задержание было произведено случайно. Но в официальных справках и сводках БЖД, естественно, отмечено, что всё это произошло «в ходе проведения профилактических мероприятий работниками военизированной охраны»*…
Чуть ранее произошёл похожий случай выявления хищения товарно-материальных ценностей БЖД.
На станции Колядичи (Минское отделение БЖД — НОД-1) 2 апреля 2024 года начальник локомотивного депо Минск (ТЧ-1 НОД-1) и начальник станции Колядичи, как заявляется в некоторых «внутренних» документах БЖД**, лично проводили так называемый рейд, или внезапную проверку, в результате которой с поличным пойманы работники станции и локомотивного хозяйства во время хищения дизельного топлива. Понятно, что это ни в коем случае не результат ежедневных «тайных» обходов или «засад» данных руководителей, а всего лишь итог работы «осведомителей».
Особенностью данного случая является то, что ни сам факт хищения, ни тем более его обстоятельства не отмечены в соответствующих официальных справках БЖД. А это значит, что хоть и хищение предотвращено, но, тем не менее, скрыто.
Однако есть случаи, которые не удается скрыть в погоне за «лучшей» статистикой или отчетностью… Это когда информация становится официально известна силовикам.
Буквально «на днях» («не прошло и три года») следственным комитетом Беларуси (СК РБ) опубликованны данные по проведенному следственным управлением УСК по Гомельской области уголовному делу, касающемуся обстоятельств хищений в 2021-2022 годах дизельного топлива с тепловозов работниками локомотивных бригад оборотного локомотивного депо Бобруйск (ТД-1, Могилёвское отделение БЖД — НОД-5), которое входит в структуру локомотивного депо Осиповичи (ТЧ-13, Могилёвское отделение БЖД — НОД-5).
Раскрытие этого хищения началось с 1 марта 2022 года, когда в городском посёлке Октябрьский Гомельской области милицией остановлен автомобиль 39-летнего неработающего местного жителя, у которого в багажнике нашли восемь 30-литровых канистр с «соляркой». Далее в его гараже обнаружили ещё много канистр, 200-литровых бочек, шлангов, леек и т.п.
Местом происхождения имеющегося у него топлива этот житель посёлка Октябрьский назвал топливные баки тепловозов принадлежности БЖД.
Дальнейшие дознавательные процедуры выявили пятерых машинистов ТД-1, которые с помощью жителей посёлка Октябрьский совершали хищение дизельного топлива из топливной системы грузовых тепловозов приписки ТЧ-13. Всё это осуществлялось во время движения поезда. В условленном месте машинисты снижали скорость и канистры подавались на тепловоз. Совместно с сообщниками осуществлялось их наполнение топливом, и далее они сбрасывались в заранее установленном месте. Ещё одним сообщником на автомобиле канистры собирались, и, впоследствии, реализовались знакомым по ценам ниже заправочных.
В информации СК РБ от марта 2022 года утверждается, что таким способом с июля 2021 года до момента задержания этой группы из шести лиц ими было похищено более 14 тонн «соляры».
В более «свежей» информации СК РБ от 10 апреля 2024 года уже фигурируют шесть работников локомотивных бригад (машинисты и помощники машиниста) проходящих по уголовному делу о хищении дизельного топлива, а также ещё пять жителей городского поселка Октябрьский Гомельской области.
Процесс хищения дизельного топлива работниками локомотивных бригад сопровождался вмешательством в работу локомотивных скоростемеров для искусственного завышения времени производства маневровой работы с целью увеличения нормы расхода топлива. С этой же целью в маршруты машиниста и другие учетные документы вписывались недостоверные сведения.
Таким образом, создавались искусственные излишки топлива, что позволяло в некоторой степени скрыть его увеличенный расход в сопоставлении с нормативным. По уточнённым следователями данным, с июля 2021 года по март 2022 года обвиняемые, действуя в разном составе преступной группы, похитили более 12,5 тонн дизельного топлива на сумму свыше 29 тысяч рублей.
В итоге следствие квалифицировало деяния расхитителей по частям 2 и 3 статьи 211 (присвоение и растрата имущества лицом, которому оно вверено, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере) Уголовного кодекса Республики Беларусь (от 2 до 5 лет).
Но где же эффект от антикоррупционной деятельности на БЖД? На протяжении длительного (более года) времени в локомотивном депо действовала организованная группа, и никто этого не замечал? Или не хотел вмешиваться в эту хорошо налаженную и доходную схему? И почему всевозможные расследования заканчиваются лишь «посадками» непосредственных участников. А ведь как минимум про «халатность» уже давно должны были бы задать вопросы к начальникам повыше…
Отмечать повышенный расход топлива на определённом участке и у определённого количества машинистов — это задача машиниста-инструктора по теплотехнике. Выявлять необоснованные снижения скорости в определённых местах у тех же самых машинистов, которые имеют пережоги или увеличенный расход топлива за конкретную поездку — это задача техников по расшифровке лент скоростемеров. Контролировать работу «подозрительных» машинистов — это задача машинистов-инструкторов и руководства депо в целом.
С этой целью и организуются в каждом локомотивном депо так называемые внезапные комплексные проверки соблюдения локомотивными бригадами мер по обеспечению безопасности движения поездов. Ну, а то, как всё описанное обеспечивается и контролируется руководителями «на местах» — задача отделения БЖД, и всевозможных ревизоров, вплоть до управления БЖД. Не говоря уже о былых и «новоиспеченных» «режимниках» на всех уровнях…
В общем и целом в лучшую сторону на БЖД ничего не меняется — продолжают покрывать преступную деятельность, и даже громкие уголовные дела больше похожи на «отлов» исполнителей без выявления истинных причин и виновных, допускающих хищения повсеместно долгие годы.
* По тексту статьи курсивом выделены цитаты в формате «как есть» без каких-либо исправлений, в том числе ошибок в правописании
** Не все и не сразу удается публиковать, выдерживая мораторий в целях безопасности источников. Мы постоянно об этом пишем и, чтобы не надоедать читателям этой вынужденной, но неизменной в условиях беззакония в Беларуси фразой, выносим в примечание