Для БЖД 8 ноября 2023 года вышел довольно напряжённым днём, в который произошло несколько «неприятных» происшествий. Краткий обзор событий этого дня мы приводили в соответствующей публикации. И если про попытку хищения топлива на станции Добруш особо дополнить нечего, так как развитие события далее в компетенции правоохранительных органов, то «разнос» тупиковой призмы на станции Янов-Полесский уже расследован, и можно посмотреть на результаты.
А интересно это сделать потому, что можно увидеть, как данное происшествие оценено «на высоком уровне», какие сделаны выводы и приняты меры для исключения повторения подобного (точнее — меры не приняты).
Официальная версия произошедшего, изложенная в формальных материалах расследования, выглядит следующим образом.
Рано утром в указанные сутки на 3-й приёмо-отправочный путь станции Янов-Полесский прибыл сборный грузовой поезд №3478. После его прибытия составитель поездов Бахуревич закрепил состав тормозными башмаками по одному с чётной и нечётной стороны под первый и второй по ходу движения вагоны.
Но в соответствии с техническо-распорядительным актом (ТРА) станции Янов-Полесский установлено, что норма закрепления в данном случае должна включать в себя шесть тормозных башмаков с чётной стороны и один с нечётной. При этом составитель сообщил дежурному по станции (ДСП) Янов-Полесский Ковальчуку, что он осуществил закрепление состава.
Далее поездным локомотивом от поезда №3478 была произведена маневровая работа по перестановке с 5-го пути станции Янов-Полесский 13-ти вагонов и прицепке их в голову поезда №3478 на 3-м пути.
Для размещения головы поезда в пределах полезной длины пути (за выходным светофором) по указанию ДСП производилось осаживание состава поезда по направлению предохранительного тупика №11. После этого составитель Бахуревич произвёл отцепку от хвостовой части поезда группы из 30-ти вагонов с разрывом на один вагон от отправляемого поезда и закрепил эту группу двумя тормозными башмаками — по одному с обеих сторон под первый и второй вагоны.
После проведения опробования автотормозов поезд №3478 в 05:46 отправлен со станции. Отцепленная группа из 30-ти вагонов осталась стоять частично на 3 пути с занятием стрелочных изолированных участков 18/20СП, 10/12СП, 6СП в направлении 11-го тупика.
После того как поезд №3478 покинул станцию Янов-Полесский, на 3-й путь был направлен маневровый локомотив для продолжения выполнения маневровой работы с оставленной частью из 30-ти вагонов.
После сцепления маневрового локомотива составитель Бахуревич изъял два тормозных башмака из-под вагонов, произвел отцепку 2 вагонов, при этом (внимание, здесь основная причина произошедшего!) тормозные башмаки под оставшиеся вагоны не уложил.
По окончании подачи двух отцепленных вагонов на 5-й путь станции Янов-Полесский, при следовании маневрового локомотива по 3-му пути для продолжения маневровой работы, оставленные «без присмотра» (закрепления) 28 вагонов не были обнаружены на своём месте.
Начавшиеся усердные поиски пропажи привели «следопытов» на 11-й тупиковый путь, где выяснилось, что именно он (тупиковый путь) прекратил дальнейшее «бегство вагонов» со станции Янов-Полесский.
В конечном итоге результатом данного происшествия стали полностью разрушенная призма предохранительного тупика №11, полностью сошедший с рельс и фактически оказавшийся на боку первый по ходу движения полувагон №60656063, который повреждён в объёме текущего отцепочного ремонта (ТОР) и сошедший одной колёсной парой следующий полувагон №65178006. Колёсные пары обоих вагонов повреждены в объёме среднего ремонта.
Общая сумма ущерба от данного происшествия оценена в 5,3 тысячи беларуских рублей. Но учитывая объём повреждений вагона №60656063, которые можно увидеть на фото, полагаем, текущим ремонтом тут вряд-ли отделаешься. Скорее скрывают реальный ущерб от прокурора…
Перечисление всех пунктов различных инструкций, приказов и положений, нарушенных непосредственными исполнителями и повлекшими за собой данное происшествие, заняло бы слишком много времени, а суть от этого не поменяется. Коротко: участниками этих событий нарушались требования ТРА станции, порядка закрепления подвижного состава и ведения регламента переговоров.
За это непосредственные виновные — ДСП и составитель отстранены от работы, связанной с безопасностью движения поездов.
Это вполне адекватно. Порадовало и то, что похоже внимание общественности к происходящему на БЖД (скромно не исключаем и свою роль — нас внимательно читают представители силовых структур) вынудило руководителей БЖД потребовать и провести показательную «порку» зацепив вертикаль Брестского отделения БЖД до первого заместителя начальника отделения! «За компанию лишили премий и «навешали» замечаний с выговорами и всем, кто хоть как-то мог быть «пристёгнут» к этому делу — от инженера по безопасности станции до отделенческих ревизоров.
Но, несмотря на «поголовные» наказания, ответ на главный вопрос, как такое стало возможным при наличии огромного штата контролеров, в расследовании не дан. Да, «человеческий фактор» не дает гарантий безусловного исполнения всех регламентов. Но если бы руководство и в особенности ревизорский аппарат Брестского отделения выполняли возложенную на них функцию, в том числе по адекватному контролю и профилактике нарушений безопасности движения, то руководители рангом пониже и люди, непосредственно обеспечивающие эксплуатационную работу, не могли бы позволить себе подобного халатного поведения в вопросах, где ни в коем случае нельзя допускать такую «расслабленность».
Далее вопрос: почему формально контролировали? Снова кадры не те? Так как подбирают, где кадровая политика? Или, может, контролеры перегружены несвойственными функциями и набором обязанностей, который физически исполнить невозможно? Инструкций и нормативов тьма — каждый железнодорожник знает, что их все исполнить невозможно и за 24 часа в сутки. Но это пересматривать никто не собирается. Мы могли бы еще продолжить развивать цепочку причинно-следственных связей…
Никого не оправдываем, однако хорошо понимаем: нынешние руководители БЖД не способны, да и не хотят совершенствовать БЖД. Сложно, зарплаты не добавит, а риски в любом действии почти всегда выше, чем в бездействии. Проще побольше привлекать к ответственности работников — тоже мера воздействия, «выше» зачтут, а напрягаться особо не нужно. Да и коррупционные схемы перестраивать не придется…
Увы, в очередной раз вынуждены цитировать набившую оскомину фразу, но которая при нынешнем руководстве БЖД не собирается терять актуальность: «рыба гниёт с головы»…
Подумаешь. Одним тупиком больше, одним меньше. Вон их сколько много там