За последние два-три года на БЖД происходит значительная кадровая «текучесть». Всё больше и больше людей решает сменить род деятельности на не связанный с железнодорожным транспортом. Причин этому много. К одной из них относится и реализуемая руководителями по указке сверху агрессивная кадровая политика в отношении людей со свободой воли и мыслей. От таких нещадно избавляются, не гнушаясь помощи «силовиков».
В подобных ситуациях не останавливает даже отсутствие подходящего, не говоря уже про опытного работника для замены. Сейчас во многом сложилась тенденция достигать качества за счет количества. Но об этом немного позже…
Одним из хозяйств БЖД, где безопасность движения не может быть просто лозунгом на стене, а есть исключительная мера, соблюдение которой обеспечивает сохранность жизней и здоровья пассажиров и своей собственной, а так же перевозимых грузов, является локомотивное хозяйство (Т). Локомотивную бригаду (машиниста и помощника машиниста) называют «последним рубежом» в обеспечении безопасности движения абсолютно справедливо. Их правильные действия, опыт и профессионализм ежедневно способствуют предотвращению возможных последствий неправильных действий других участников перевозочного процесса (работников хозяйства перевозок (Д), пути (П), электроснабжения (Э), вагонного (В), сигнализации и связи (Ш) и прочих).
Но между тем на БЖД существует практика, когда происходит так называемое «заигрывание с судьбой» – возложение обязанностей по обеспечению безопасности движения поездов, сохранности жизни и здоровья пассажиров на людей, которые фактически не имеют железнодорожной специальности!
Речь сегодня идёт о проходящих так называемую «поездную практику» учащихся Минского государственного колледжа железнодорожного транспорта имени Е.П. Юшкевича, только претендующих после его окончания на специальность (профессию) помощник машиниста локомотива или моторвагонного подвижного состава.
На такую «поездную практику» молодых людей направляют в различные депо БЖД, где они должны стажироваться и приобретать соответствующие практические навыки по профессии. Но так как требуемой квалификации у практиканта ещё нет, то все действия должны осуществляться под строгим надзором и под полную ответственность работника, к которому практикант «прикреплён».
Так должно быть…
Увы, в моторвагонном депо Минск (УП «Минское отделение белорусской железной дороги», телеграфный код ТЧ-9) мягко говоря, несколько иной подход к организации прохождения учащимися данной производственной практики. Здесь практикантов используют для вождения пассажирских поездов в качестве действующих помощников машиниста!
В ТЧ-9 эксплуатируют исключительно моторвагонный подвижной состав – электропоезда серии ЭР9 и ЭП (он же – «Штадлер»), который задействуется для перевозки пассажиров, чью безопасность БЖД во что бы то ни стало обязана обеспечить.
Данный тип перевозок потенциально является самым травмоопасным для пассажиров. Предпосылки к этому создаёт наличие автоматических дверей, контроль закрытия которых осуществляется локомотивной бригадой из-за отсутствия обслуживающего персонала в пассажирских салонах, не самый современный подвижной состав, который не обеспечивает необходимого контроля за ситуацией при посадке/высадке (отсутствие видеонаблюдения на электропоездах ЭР9) в особенности на расположенных в кривых участках пути остановочных пунктах. Всё это требует очень и очень повышенного внимания от локомотивной бригады. И в случаях непрофессиональных действий помощника машиниста нередко случаются травмы пассажиров, в том числе с летальным исходом.
Ну а в ТЧ-9 ответственность за обеспечение безопасного следования возложили на людей, которым вот-вот исполнилось 18 лет и не имеющих юридического права выполнять работу помощника машиниста.
В текущем году с 1 сентября на практику в ТЧ-9 из Минского училища направили 26 практикантов, которых после прохождения стажировки оформили для самостоятельной (!) работы.
Если не углубляться в наработанные «жизнью» требования нормативных документов БЖД по формированию состава локомотивных бригад, то коротко можно сказать, что к помощникам машиниста в пассажирском виде движения должны и предъявляются самые повышенные требования по знаниям и опыту работы (в том числе и по наличию прав управления в соответствующем виде тяги). Не говоря уже о необходимости соответствующей профессиональной квалификации! Иными словами, при нормальном подходе, к самостоятельной работе в пассажирских поездах (а именно таковыми являются поезда региональных и межрегиональных линий бизнес-класса, которые следуют составами электропоездов серии ЭП), допускаются помощники машиниста, уже имеющие право управления на соответствующем виде тяги. Что же тогда можно говорить про практикантов, которые не то что прав управления не имеют, а даже ещё не получили права на профессию помощник машиниста!?
Более того, наши источники сообщают, что для осуществления возможности использования учащихся в качестве действующих помощников машиниста руководство ТЧ-9 совместно с руководством колледжа реализуют различные «ухищрения» позволяющие, как им кажется, обходить установленные правовые регламенты.
Студентов «оформляют» для самостоятельной работы с минимальными познаниями. И руководство депо не особо волнует факт крайне посредственных знаний элементарных вещей. В кабину управления электропоезда допускаются люди, которые при предварительной проверке знаний перед допуском к самостоятельной работе путаются в значениях показаний светофоров! Ну а про «высокие материи» типа знаний необходимых положений инструкций или действий в аварийных и нестандартных ситуациях говорить совсем не приходится.
Ответственных работников ТЧ-9 не беспокоит и тот факт, что у некоторых практикантов, допускаемых к самостоятельной работе на электропоезде (что уже само по себе недопустимо) являющимся электроустановкой свыше 1000 В, имеется только III группа по электробезопасности вместо установленной нормативными документами минимум IV. Это даже не укладывается в здравомыслящей голове!
Возможные последствия каких-либо потенциальных происшествий (в том числе и с самими практикантами), а также последующие разбирательства и ответственность, похоже, никого не страшат и не беспокоят. Что даёт такую уверенность в себе начальнику ТЧ-9 Вашкевичу А.П. и директору колледжа Стурлису Д.З. совершенно не понятно. Видимо, оформить «грамотно» свои преступления (иначе не назовешь) эти деятели каким-то образом умудрились. И, безусловно, не без одобрения «сверху»…
В то же время работников локомотивных бригад, в том числе и помощников машиниста, в ТЧ-9 катастрофически не хватает. По нашим сведениям, с сентября текущего года штат данных специалистов в моторвагонном депо за счет увольнений по тем или иным причинам сократился более чем на 110 человек. Положение настолько плачевное, что моторвагонное депо Минск вынуждено «отдавать работу» – передавать поезда в действующем графике на обслуживание в другие локомотивные депо, такие как Гомель, Орша, Молодечно. И это касается поездов региональных и межрегиональных линий как эконом-, так и бизнес-класса.
Отсутствие квалифицированных кадров ни на грамм не оправдывает действия руководства как ТЧ-9, так и колледжа. Их мотивации – сохранение своих должностей любой ценой. А повальное увольнение из депо вызвано неприемлемой обстановкой, условиями труда, в том числе от действий руководства депо в реализации направляемой «сверху» карательной кадровой политики.
Помимо того, что нарушаются мыслимые и немыслимые нормы обеспечения безопасности движения поездов, жизни пассажиров подвергаются постоянному риску, это всё делается крайне цинично. Цинично по отношению к самим практикантам.
Пытаясь скрыть факт задействования в высококвалифицированном труде людей (практикантов), не имеющих соответствующей квалификации, последних еще и «безбожно обирают», проводя расчеты за выполненную работу и отработанное количество часов (месячную норму) как за работу дублёром помощника машиниста, что и указывается непосредственно в расчётном листке.
Положение дел более чем устраивает руководство колледжа. Еще бы! «Десятина» в 39% от заработной платы, которой обложены все студенты-практиканты во время прохождения поездной практики, поступает в распоряжение колледжа. И уверены, что руководство колледжа не страдает от нищеты.
В итоге молодые люди вынуждены отрабатывать полную смену в состоянии стресса за мизерную заработную плату в период прохождения производственной практики. При этом возлагаемые на них обязанности и уровень ответственности полностью соответствуют таковым у действующего (штатного) помощника машиниста. И в случае привлечения к ответственности, в том числе и к уголовной (таких случаев в ТЧ-9 хватает) за допущенные нарушения, никаких «скидок» нарушителям точно не будет.
Но и это преступное самоуправство – не весь «творимый» в ТЧ-9 «беспредел»! У нас имеются сведения, что работать в качестве действующих помощников машиниста на поездах «Штадлер» практикантов заставляют в «добровольно-принудительном» порядке, не двусмысленно намекая на единожды выпадающий в жизни «подобный шанс».
А протестовать молодым и будем прямо говорить еще абсолютно незнающих своих прав людям в подобной ситуации – «себе дороже». Обязательную отработку после окончания училища пока ещё никто не отменял. Как и денежную выплату в качестве компенсации государству, если установленный срок отработки после выпуска из колледжа учащийся отбудет не полностью.
В целом локальная ситуация с правами «незащищённого слоя» работников, а именно практикантов, эксплуатируемых в ТЧ-9 с нарушением огромного числа нормативных документов и законов, отражает общую тенденцию отношения к работникам со стороны руководящей прослойки на всей БЖД.
В стране с верховенством права и закона (сейчас даже звучит «дико» для «лукашенковской хунты») все эти манипуляции и на основании нашей статьи должны были бы стать предметом прокурорской проверки. Ведь здесь, помимо нарушений законодательства о труде (статья 10.12 КоАП, что не исключает уголовной ответственности по ч.3 ст.424 (злоупотребление служебными полномочиями), ч.2 ст.427 УК (служебный подлог) явно просматриваются действия, подпадающие под статью 314 УК РБ «Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, водного транспорта или метрополитена».
Однако БЖД являет собой всю страну в миниатюре, где основополагающим принципом последние более чем три года является уже ставшее крылатым изречение «председателя всея колхоза»: «Иногда не до законов»…
Неужели эти руководители не понимают какую ответственность несут за этих молодых людей!?